Октавиан Август

Исследование принципата — ранней Римской империи — началось одновременно с зарождением этой политической системы. Упомянем хотя бы труды современников Августа Азилия Поллиона и Тита Лабиена. С годами историки написали множество работ об особенностях устройства империи, пару столетий рядившейся в республиканские тоги. Уже в нашем столетии Н.А.Машкин писал: «В настоящее время трудно назвать другую проблему античной истории, которая обсуждалась бы в исторической литературе с таким постоянством, как история принципата» ( Машкин Н.А. Принципат Августа. М., 1949. С. 3). Только что процитированное исследование Машкина основано на обширном материале, почерпнутом из различных источников (письменных, эпиграфических, нумизматических и др.). Автор изучает генезис принципата, рассматривая его как политическую форму правления, изобретенную Августом, и приходит к следующим выводам: принципат возник в результате классовой борьбы и гражданских войн; это особый этап в развитии римского цезаризма. Опорой Августа была, конечно, армия, а также крупные рабовладельцы, в интересах которых принцепс принимал многие свои решения. Провозглашенная Августом цель установить римский мир (Pax Romana) объективно вела к консолидации основных привилегированных социальных групп римского общества. Принципат был шагом назад по сравнению с республиканскими порядками, считает Машкин: на смену республике пришла монархическая система, начала развиваться бюрократия. «Принципат как определенный политический порядок должен был разрешить задачи, стоящие перед рабовладельцами всего Средиземноморья, а не только города Рима»; «Переход к империи был не только политическим, но и общественным переворотом», — говорит историк ( Машкин Н.А. Указ. соч. С. 605—606). Проблема принципата интересовала и Р.Ю.Виппера. По мнению историка, принципат начался с тенденции к всевластию одного лица, обозначившейся в 50-е гг. I в. до н.э. Это явление стало результатом эволюции социальной иерархии в Риме и в Италии. Хотя, как замечает Виппер, республиканские институты (например, трибунская власть — tribunicia potestas ) сохранялись в Риме во время правления принцепса, это не дает нам права называть Римскую империю демократической монархией — вослед Т.Моммзену (см.: Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. М., 1908. С. 213, 257, 320—323). Дион Кассий, римский историк греческого происхождения (III в. н.э.), в своем сочинении «Римская история» доказывает: Октавиан Август стремился именно к тому, чтобы создать и укрепить монархию. Но делал он это с «доброго согласия людей, чтобы никоим образом не казалось, что она [монархия] им навязана». Более того, сенаторы просили принцепса «сохранить единовластие», и Октавиан будто бы поневоле согласился принять самодержавную власть. «Желая, однако, сохранить популярность и казаться другом народа, — пишет Дион, — он берет на себя верховное наблюдение за всеми делами». С точки зрения Виппера, данные Диона страдают отсутствием «реальных мотивов», ибо политический актер Август «играл свою великолепную феерию», а публика приняла «пьесу за правду». Речь всё же шла о государственном перевороте, считает Виппер. Образование принципата, пишет историк, это кризис римского и италийского общества, совершавшегося «под давлением империи, то есть колониальных войн и приобретений» ( Виппер Р.Ю. Указ. соч. С. 353). Оценивая события второго триумвирата (43 г. до н.э.) и причины выдвижения Октавиана, В.Н.Дьяков пришел к следующему выводу: к 42 г. до н.э. триумвират военных вождей (или коллегиальная диктатура) преобразовался в единоличную диктатуру Октавиана, который оказался наиболее ловким, цепким и целеустремленным, беспощадно проводил проскрипции и конфискации. Став единоличным правителем, Октавиан не пошел по пути Цезаря и не вернулся к его системе военной диктатуры (или военной монархии эллинистического типа). «Его целью, — считает Дьяков, — было превращение солдатской диктатуры в диктатуру военно-рабовладельческую». В осуществлении этой цели и состояло «великое дело Октавиана», за которое его позднее прозвали «архитектором Римской империи» (см.: Дьяков В.Н. История древнего мира. М., 1952. С. 653—654, 659). Октавиан, пишет С.Л.Утченко, достиг власти как наследник Цезаря, как представитель партии цезарианцев. Триумвиры были врагами сенатской олигархии, их главной целью стало уничтожение старой знати, а главной опорой — не плебс, потерявший всякое политическое значение, а профессиональная армия (см.: Утченко С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952. С. 221—222). Для усиления своей власти Октавиан стремился сплотить вокруг себя широкие слои римских граждан, примирить различные социальные группировки. Италийская знать и некоторые сенаторы перешли на сторону Октавиана. «В идеологической сфере, — считает Утченко, — принципат — победа “надклассовых”, “общепатриотических” лозунгов и идей над лозунгами партийными» (там же). С.И.Ковалев пишет: «44 года (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) правления Августа являются переходной эпохой, когда революция [имеется в виду так называемая революция рабов] временно была раздавлена и рабовладельцы могли насладиться спокойствием и порядком». Преклонение перед Октавианом объясняется окончанием гражданской войны: имущие классы охотно отказались от республики, а римский сенат поднес Октавиану титул Августа ( Священного ). Надобности не было в том, чтобы провозглашать себя открыто монархом, ибо власть Августа была не чем иным, как монархией, хотя и под видом республики ( Ковалев С.И. История античного общества. Л., 1936. С. 226—227). В отличие от Суллы и Цезаря, считает И.Ш.Шифман, Гай Октавиан никогда не стремился к одиозному в глазах римлян царскому титулу. Власть принцепса основывалась на его личном авторитете, он стал как бы патроном всех римских граждан. Август был не только порождением своей эпохи, но и ее воплощением. Его общественно-политическая деятельность полностью соответствовала требованиям времени. В качестве государственного деятеля Август явно превосходил своих современников — даже таких блестящих, как Цицерон и Цезарь, считает историк (см.: Шифман И.Ш. Цезарь Август. М., 1990. С. 3, 6, 95, 96). А.Б.Егоров в своей докторской диссертации показывает: генезис империи происходил еще до формального объявления Октавиана принцепсом. Уже со времени гражданских войн I в. до н.э. эволюция римской государственности характеризовалась тремя перетекавшими друг в друга процесами: 3) кризис республики и ломка полисно-республиканской системы (см.: Егоров А.Б. Становление и развитие системы принципата Августа: Автореф ... дисС. докт. ист. наук. СПб., 1992). Во внутренней политике, по мнению Я.Ю.Межерицкого, Август руководствовался принципом республиканизма, а точнее — «республиканскими жестами». Например, принцепс отказался от своего консулата в пользу республиканца — своего политического противника (Гнея Кальпурния Пизона, 23 г. до н.э.), и т.п. Он предпочел консульский империй диктатуре — это была демонстрация идеи восстановления республики. Сенат это понимал, но римская знать понимала и то, что неспособна руководить не только империей, но и Городом. Республиканизм, который составлял политический смысл римского традиционализма, был не только почвой, на которой выросла идеология принципата, но и его каркасом, основой. Тридцать лет власти Августа — это единовластное правление. В дальнейшем происходило перерождение идеи республиканизма как в массовом сознании, так и в идеологии властителей (см.: Межерицкий Я.Ю. «Республиканская монархия». Метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.; Калуга, 1994. С. 244—267, 367, 378). Исследование проблемы принципата в зарубежной литературе было связано с усилением интереса к эпохе римского цезаризма. Этому способствовало также открытие надписей, прочтение новых литературных источников и так называемой Анкирской надписи — автобиографии Августа («Деяния божественного Августа»). В 1930-е гг. в Германии вышла книга историка А.Промерштейна «О становлении и сущности принципата», в которой анализируются философские и идеологические основы ранней империи ( Primerstein A . Vom Werden und Wesen des Prinzipats. Muenchen, 1937). Поворотным моментом в установлении власти Октавиана Промерштейн считает 32 г. до н.э., когда жители Италии и Западных провинций принесли принцепсу присягу на верность («Деяния», 25). С этого момента Октавиан выступал в роли покровителя подданных, опираясь на традиционные отношения института патроната-клиентелы. Позднее такую же клятву принесли и жители Восточных провинций, а в дальнейшем этот ритуал исполнялся при вступлении на престол всех императоров. В 27 г. до н.э. Август получил особые полномочия cura et tutela rei publicae universae (забота и попечение о всех государственных делах). Этому способствовал и величайший авторитет (auctoritas) Августа, который, считает историк, стал одной из правовых основ власти, предоставленной ему сенатом. В книге Р.Сайма «Римская революция» ( Syme R. Romen Revolution. Oxford, 1939) Октавиан назван революционным вождем. Революционными мерами автор считает проскрипции и передел земель итальянских городов. Установление принципата было прологом к власти партии Октавиана, составлявшей основу новой олигархии. Но Август стремился к компромиссу со старой аристократией. Смена правящего класса, считает Сайм, и была основным содержанием римской революции. Многие западные историки и мыслители давали Октавиану резко отрицательные характеристики: «Человек без сердца, веры и чести», «чудовище ловкое и счастливое», — писал о принцепсе Вольтер. По мнению Э.Гиббона, Август «хотел обмануть народ призраками гражданской системы управления». Т.Моммзен называл политический строй ранней империи диархией , т.е. двоевластием. В этом с ним согласен и Э.Мейер: вся полнота власти принадлежала сенату, а его охранителем и защитником был первый гражданин республики — принцепс. По мнению Г.Ферреро, Август действительно восстановил республику. Но из-за того, что аристократия была не склонна реализовывать свои гражданские права, установление единоличной власти стало неизбежным. В официозной итальянской фашистской историографии Август считался идеальным умиротворителем Италии, создателем римской мощи. Муссолини порой ссылался на опыт Августа. Гай Октавиан (Октавий) родился в Риме 23 сентября 63 г. до н.э. Этот день станет впоследствии сакральным и общегосударственным праздником. Умер Октавиан в 14 г. н.э. «Октавиан происходил из достаточно видной всаднической фамилии», — пишет древний историк Веллей Патеркул (Vell. Pat. Lix, 2). Семья имела отношение к знатному и влиятельному патрицианскому роду Юлиев: мать Августа была дочерью Юлии — родной сестры Юлия Цезаря; Октавиан — вну

Похожие статьи:

Похожие записи

 
Hosted by uCoz