ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ " 2009 " Август
Выделение государством ограниченного количества бюджетных мест в вузах необходимо заменить нормативно-подушевым финансированием: вузы должны учить столько студентов, на сколько хватит территории и преподавательского состава. Вчера с таким заявлением совместно выступили ректор Государственного – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослав Кузьминов и ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев. При этом, по их мнению, государство должно оплачивать учебу только победителей олимпиад и набравших высокие баллы; середнячкам придется учиться за свой счет, а двоечникам дорога в вуз будет закрыта. Проректор, заведующий кафедрой математической экономики и эконометрики ГУ-ВШЭ Григорий Канторович рассказал корреспонденту «Газеты», что сейчас количество бюджетных мест в вузах раз в год распределяет Минобрнауки. «Причем вузам, напрямую подведомственным министерству, даются конкретные цифры по каждому учебному заведению, – подчеркнул проректор. – А ведомственным вузам, например милицейским или правительственным, спускается общее на всех количество бюджетников, которое потом распределяется уже внутри системы». По его словам, ничего нового при такой схеме придумать нельзя, поэтому цифры корректируются согласно некоей политической ситуации – например, сократить количество юристов и увеличить число инженеров. «Фактически министерство планирует на шесть лет вперед, – заметил проректор. – И что, через шесть лет Фурсенко будет за это отвечать? Система работает без обратной связи». Именно эта система, по мнению ректоров ГУ-ВШЭ и СПбГУ, повинна в недавних проблемах с зачислением студентов. Вузы просто боялись приглашать больше абитуриентов, чем у них есть мест, а абитуриенты боялись идти туда, где мест мало. В борьбе за студентов победили те вузы, которые объявили «зеленую волну» – пригласили к зачислению больше абитуриентов, чем число вакантных бюджетных мест. Теперь ректоры предложили перейти на другую систему набора. «Не может быть одновременно свободного выбора и контрольных цифр, – подчеркнул Кузьминов. – Необходимо вводить нормативно-подушевое финансирование, которое будет напрямую связано с баллами по единому госэкзамену (ЕГЭ)». По данной схеме выпускники, набравшие больше 75 баллов (а также олимпиадники), получат от государства на образование 200 тыс. рублей в год, с которыми смогут пойти в ведущие вузы страны. Те, кто получил от 60 до 74 баллов, «заработают» лишь 100 тыс. рублей. Абитуриенты со средним баллом (от 45 до 60) смогут учиться только за собственные деньги, а набравшие ниже 44 вообще не должны иметь права поступать в вузы. «Значительная часть принятых на инженерные и педагогические специальности в этом году – троечники, – заявил Кропачев. – Нужны ли нам такие инженеры и такие педагоги?» Сдерживающими факторами в такой системе будут количество преподавателей и наличие свободных площадей. «Например, на матфак я не смогу взять больше 50 человек, так как там у меня работают по полгода педагоги из-за рубежа, их на всех не хватит, – признал Кузьминов. – А вот на прикладную математику я бы взял побольше талантов». При этом ректоры прекрасно осознают, что с такой схемой многим региональным вузам не хватит студентов, так как все поедут учиться в престижные заведения. Более того, они не видят в этом проблемы: по их мнению, неспособные выжить вузы необходимо укрупнять или присоединять к более сильным. «В регионах есть много сильных технических школ, которые просто умирают из-за того, что профессорам платят 10–12 тыс. в месяц, – сказал Кузьминов. – И при этом у нас есть вузы, которые достались в наследство от давно не существующих советских ведомств. Это безнравственно, это разврат за деньги налогоплательщиков». Ректоры уверены, что число вузов сократится в любом случае, так как ЕГЭ дал абитуриентам реальную свободу выбора. Рынок образовательных услуг изменился. Раньше это был рынок продавца, где главными были вузы, и внезапно он стал рынком покупателя. «Даже ведущим вузам пришлось обзванивать абитуриентов с высокими баллами и уговаривать их принести документы, – сказал ректор СПбГУ. – Это меняет психологию ребят». Тем не менее главы вузов отметили и недостатки нового госэкзамена: сейчас он проводится на уровне школ, что открывает возможности для коррупции. Ректоры предложили поручить проведение экзамена федеральным служащим.